Готовность к школьному обучению предполагает многокомпонентное образование.
Прежде всего, у ребенка должно быть желание идти в школу. На языке психологов – это мотивация к обучению.
Также он должен уметь взаимодействовать со сверстниками, контролировать свое поведение, выполнять требования педагога.
Важно, чтобы ребенок был здоровым, выносливым, чтобы мог выдерживать нагрузку в течение урока и всего учебного дня.
И, пожалуй, самое главное, у него должно быть хорошее умственное развитие, которое является основой для успешного овладения школьными знаниями, умениями и навыками.
Во многом это зависит от того, насколько хорошо у ребенка развито мышление.
- Наглядно-действенное. Познание происходит с помощью манипулирования предметами, игрушками.
- Наглядно-образное. Познание происходит с помощью представления предметов, явлений.
- Словесно-логическое. Познание с помощью понятий, слов, рассуждений.
Наглядно-действенное мышление особенно интенсивно развивается в младшем возрасте. На основе наглядно-действенного мышления формируется более сложная форма мышления – наглядно-образное. Ребенок уже может решать задачи на основе представлений, без применения практических действий.
К шести-семи годам начинается более интенсивное формирование словесно – логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий.
Все виды мышления тесно связаны между собой. При решении задач словесные рассуждения опираются на яркие образы. В то же время решение даже самой простой, самой конкретной задачи требует словесных обобщений.
Если с ребенком проводятся специальные занятия, то развитие мышления происходит быстрее. А сами показатели мышления могут улучшаться в 3-4 раза. Большую помощь своему ребенку могут оказать родители. Обучение лучше осуществляется в естественном, самом привлекательном для дошкольников виде деятельности – игре.
Работа по развитию мышления должна проводиться систематически. Развивать мышление можно не только дома. Это можно делать по дороге домой, на прогулке и даже во время занятий домашними делами. Самое важное в этом деле – создать положительный эмоциональный настрой. Если ребенок по какой-то причине не хочет заниматься, перенесите занятие на более подходящее для этого время.
Знакомим вас с некоторыми игровыми упражнениями, способствующими развитию мышления. Эти упражнения можно превратить в интересную игру. В игре вы можете установить правило – за верный ответ ребенок получает фишку или какую-то другую награду. Это вызывает дополнительную заинтересованность в игре.
Развиваем мышление.
Игровое упражнение «Разминка на быстроту реакции».
- Из чего видна улица?
- Дед, который раздает подарки?
- Съедобный персонаж?
- Часть одежды, куда кладут деньги?
- Какой день будет завтра?
Игровое упражнение «Дополни фразу».
- Если песок мокрый, то...
- Мальчик моет руки, потому что...
- Если переходить улицу на красный свет, то...
- Автобус остановился, потому что...
Игровое упражнение «Закончи предложение».
- Музыку пишет... (композитор).
- Стихи пишет... (поэт).
- Белье стирает... (прачка).
- Горные вершины покоряют... (альпинист).
- Обед варит... (повар).
Игровое упражнение «Загадки – шутки».
- В садике гулял павлин. Подошел еще один. Два павлина за кустами. Сколько их? Считайте сами.
- Летела стая голубей: 2 впереди, 1 сзади, 2 сзади, 1 впереди. Сколько было гусей?
- Назовите 3 дня подряд, не пользуясь названиями дней недели, числами. (Сегодня, завтра, послезавтра или вчера, сегодня, завтра).
- Вышла курочка гулять, Забрала своих цыплят. 7 бежали впереди, 3 осталось позади. Беспокоится их мать и не может сосчитать. Сосчитайте-ка, ребята, Сколько было всех цыплят?
- На большом диване в ряд Куклы Танины стоят: 2 матрешки, Буратино и весёлый Чиполлино. Сколько всех игрушек?
- Сколько глаз у светофора?
- Сколько хвостов у четырех котов?
- Сколько ног у воробья
- Сколько лап у двух медвежат?
- Сколько в комнате углов?
- Сколько ушей у двух мышей?
- Сколько лап в двух ежат?
- Сколько хвостов у двух коров?
Решение разного рода нестандартных задач в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию общих умственных способностей:
логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки, сообразительности, пространственных представлений.
Игра «Закончи слово»
«Отгадай, что я хочу сказать»
Игра «Найди лишнее слово».
- Яблоко, слива, огурец, груша.
- Ложка, тарелка, кастрюля, сумка.
- Платье, свитер, рубашка, шапка.
- Береза, дуб, земляника, сосна.
- Мыло, зубная паста, метла, шампунь.
- Хлеб, молоко, творог, сметана.
- Час, минута, лето, секунда.
- Ласточка, ворона, курица, сорока.
Игра «Назови слово» способствует развитию гибкости ума.
- Назови слова, обозначающие деревья (береза, сосна, ель, рябина, осина…)
- Назови слова, обозначающие домашних животных.
- Назови слова, обозначающие зверей.
- Назови слова, обозначающие овощи.
- Назови слова, обозначающие фрукты.
- Назови слова, обозначающие транспорт.
- Назови слова, относящиеся к спорту.
- Назови слова, обозначающие наземный транспорт.
- Варианты заданий вы можете подбирать по своему усмотрению. Если ребенок ошибся и неправильно назвал слово, то необходимо обсудить его ошибку и исправить ее.
- Следующие игры способствуют развитию мышления и сообразительности. Они также способствуют увеличению словарного запаса.
Игра «Наоборот»
- Веселый – грустный
- Быстрый – медленный
- Пустой – полный
- Худой – толстый
- Умный – глупый
- Тяжелый – легкий
- Храбрый – трусливый
- Твердый – мягкий
- Шершавый – гладкий
Игра «Бывает – не бывает»
Вы называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч.
Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если нет, то ловить мяч не нужно.
- Папа ушел на работу.
- Поезд летит по небу.
- Человек вьет гнездо.
- Почтальон принес письмо.
- Яблоко соленое.
- Дом пошел гулять.
- Волк бродит по лесу.
- На дереве выросли шишки.
- Кошка гуляет по крыше.
- Собака гуляет по крыше.
- Девочка рисует домик.
- Лодка плавает по небу.
- Ночью светит солнце.
- Зимой идет снег.
- Зимой гремит гром.
- Рыба поет песни.
- Ветер качает деревья
Игра «Угадай по описанию»
Взрослый предлагает угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке) он говорит и дает описание этого предмета.
Например: это овощ, он красный, сочный.(Помидор)
Если ребенок затрудняется с ответом, перед ним выкладывают картинки с различными овощами.
Ребенок находит нужное изображение.
Игра «Кто кем будет»
Игра «Что внутри?»
- дом – стол;
- шкаф – свитер;
- холодильник – кефир;
- тумбочка – книжка
- кастрюля – суп;
- дупло – белка;
- улей – пчелы;
- нора – лиса;
- автобус – пассажиры;
- корабль – матросы;
- больница – врачи,
- магазин – покупатели.
Вечером, в спокойной домашней остановке проведите игру «Придумай название». Для нее необходимо подготовить несколько небольших детских стихотворений.
Прочитайте ребенку стихотворение, не называя заголовка. Предложите ему самому придумать каждому стихотворению какое-то название.
Эта игра научит ребенка обобщать и выделять главную мысль в стихотворении. Часто дети придумывают даже более удачные названия, чем авторские.
Упражнения для развития внимания у детей.
Развиваем внимание
Упражнение 1.
Упражнение 2.
Упражнение 3.
Упражнение 4.
Упражнение «Ищи безостановочно».
- длинный, прямоугольный. Бывает маленький и круглый, оставляет белый след на доске.
- белая, легкая, тонкая, гладкая, меняется, шуршит
- белое, жидкое, холодное или теплое, полезное.
Упражнение «Цветочная полянка».
Упражнение «Зеваки».
Упражнение «Карлики и великаны».
Упражнение «Нарисуй».
- раскрашивать по образцу (штриховка в определенном направлении) и рисование элементарных узоров по образцу:
- выкладывание из счетных палочек (спичек) фигур, предметов по образцу:
- играми на развитие зрительного и слухового внимания: «Чем отличаются 2 картинки? », «Что изменилось в комнате? », «Слушай хлопки».
Упражнение "Раскрась вторую половинку".
Развитие памяти
- Любое интеллектуальное упражнение усиливает питание мозга и повышает общий тон его деятельности. Развитие памяти тесно связано с развитием других познавательных процессов, таких как мышление, ощущение восприятие.
- Всё, что хорошо для здоровья человека, хорошо и для памяти. Сюда относятся; правильное питание, определённая физическая нагрузка, полноценный отдых, сон. Для ребёнка также крайне важен режим дня: когда взрослый организует его жизнь, помогает ему выполнять одни и те же действия в одно и то же время: чистка зубов, мытьё рук перед едой.
- Активному запоминанию способствует заинтересованность в данном материале, понимание этой информации, сосредоточенность и свобода посторонних мыслей. Для развития произвольной памяти у дошкольника важно, чтобы ребёнок понимал, зачем нужно что-то запоминать.
- Запоминать необходимые сведения ребёнку помогут различные приёмы запоминания: смысловое соотнесение, группировка, классификация, схематизация, соотнесение с ранее известным.
1. Игра для тактильной памяти «Дощечки».
- Разложите дощечки в ряд по порядку. «Внимательно рассмотри, закрой глаза и перемешай их. А теперь на ощупь разложи их в прежнем порядке».
- Возьми дощечку № 1 закрой глаза и потрогай ее. Что напоминает тебе ее поверхность?
- У детей в группе наверняка есть друзья: научите детей понимать, как дощечки напоминают характер или голос, внешность или привычки.
2. Развитие зрительной памяти.
- Где у нас в доме лежат следующие вещи?
- Вспомни, во что одет … (имя друга?)
Можно поиграть в игры «Чего не стало? », «Что изменилось? », и многих других.
- Способом развития слуховой памяти может быть не только заучивание стихов и прослушивание сказок, рассказов. Это может быть слушание пластинок с записями сказок, песен, (мульт., песен). Развивает слуховую память пересказ прочитанного.
- Формируйте и непроизвольную память. Для этого во время любой деятельности параллельно заучивайте стихи, слушайте музыку.
- Помните! Память следует развивать только в естественной обстановке не заставляйте ребенка, когда он не хочет. Попытайтесь заинтересовать его!
- Помните, что особенно легко запоминается и долго сохраняется тот материал, с которым ребенок что-то делал, ощупывал, пробовал на вкус, вырезал, строил…
- Если вы хотите, чтобы ребенок запомнил какой-нибудь рассказ, событие, беседу, хотите обогатить его кругозор, необходимо, чтобы материал для запоминания был не только интересным, но и достаточно ясным.
- Помните, что для детей важно знать свои успехи! Обращайте внимание ребенка на то, что ему удалось запомнить, а что еще не удалось. Таким путем ребенок привыкает к самоконтролю, а это важно для дальнейшего улучшения работы.
- Огромное значение имеет правильная организация повторений. Главное не в том, чтобы уметь использовать то, что сохраняется в памяти.