Дошкольный возраст – время активного вхождения ребенка в широкий социальный мир, установления разнообразных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, пробуждения гуманных чувств. Высокая эмоциональная отзывчивость, яркая окрашенность психической жизни и практического опыта составляет характерную особенность дошкольного детства. Задача дошкольного воспитания состоит в том, чтобы дать правильное направление эмоциональному развитию ребенка, пробудить в восприимчивой детской душе гуманные чувства, стремление к сотрудничеству и положительному самоутверждению.
В детском саду необходимо обеспечить единый процесс социализации – индивидуализации личности дошкольника через эмоциональное принятие ребенком себя, своей самоценности и своей связи с социальным миром. Процесс социализации разворачивается как путь активного вхождения ребенка в культуру, присвоения доступного содержания культурно – исторического опыта в субъектной роли в разных видах детской деятельности, общения и познания. Социализация не исчерпывается адаптацией к социальной среде, а является творческим самовыражением, самореализацией личности в процессе индивидуальной деятельности и взаимодействия с людьми.
Социально – эмоциональное развитие ребенка в процессе социализации выражается в его способности адекватно ориентироваться в доступном социальном окружении, осознавать ценность собственной личности, других людей и выражать свое отношение к миру в соответствии с культурными традициями, принятыми в обществе.
В детском саду педагоги задают нравственные ориентиры социально – эмоционального развития ребенка, чтобы переживаемые им эмоциональные состояния были созвучны с общечеловеческими нравственными нормами. Подчеркивается неразрывная связь процесса социально – эмоционального развития и освоения детьми соответствующих нравственных и эстетических ценностей. Только нравственно и эстетически направленные чувства могут стать фактором полноценного формирования личности.
Социально – эмоциональное развитие дошкольника осуществляется благоприятно при условии представленности всех компонентов социального опыта в образовательном процессе детского сада. Образовательное пространство развития современного дошкольника, обозначенное в программе
«Детство», включает важнейшие сферы бытия: природу, рукотворный и социальный мир, искусство, начала математики, мир художественной литературы, внутренний мир ребенка (его переживания, стремления, потребности, притязания и пр.).
У детей развивается способность понимать эмоциональное состояние человека, выраженное разными средствами: языком живописи, музыки, художественной литературы, театра, кино, фотографии. Одновременно развивается умение понимать и устанавливать созвучность эмоционального состояния человека и соответствующего настроения в музыке, поэзии, живописи, природе.
Программа «Детство» нацеливает воспитателей на развитие у детей умения разнообразно передавать чувства и эмоциональные состояния в играх, движениях, танцевальной, художественно – театральной и изобразительной деятельности.
Вместе с тем педагогическая технология социально-эмоционального развития дошкольника предусматривает целенаправленное накопление положительного субъектного опыта каждым ребенком через участие в специально запланированных и организованных педагогом воспитательных ситуациях. Общим девизом для них становятся слова «понимать, сопереживать, действовать».
Организуемые педагогом ситуации накопления положительного социально- эмоционального опыта носят проблемный характер, т. е. всегда заключает в себе некую близкую ребенку жизненную проблему, коллизию, в разрешении которой он принимает самое непосредственное участие.
Дошкольный возраст наиболее чувствительный для воспитания нравственных норм и правил, способности сопереживать и эмоционально откликаться на чужую боль. Не использовать эти возможности — значит больше никогда не успеть наполнить душу ребенка нравственными ценностями. В дошкольном возрасте закладываются основы личности ребенка, его мировоззрение, свое понимание добра и зла, своя реакция на поступки других и собственное поведение.
Именно в дошкольные годы под руководством взрослых ребёнок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким людям, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы. У них формируются такие важные для человека черты, как любовь к Родине, доброжелательность и уважение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание посильно помогать им.